Когда говорят об оружии и Венеции, то вспоминают, конечно, стилет. В первую очередь именно стилет. Эффектно выглядящее лезвие, узкое и трёхгранное, как некоторые штыки. Продуманный и избавленный от всего лишнего шедевр. Но кроме стилета почему бы не поговорить о красавице-скьявоне?
Середина XVI века и XVII век — это время, когда гарды шпаг и мечей становятся всё более сложными. Они постепенно обрастали дополнительными элементами — дужками, кольцами, контргардами. Сначала защищали только палец, вынесенный по новейшей моде за перекрестье для акцента на колющих ударах. Затем стали прикрывать и кисть. В итоге получилось так, что гарды-корзинки практически не уступали с точки зрения защиты латным или кольчужным перчаткам.
Все эти новые типы мечей/шпаг были хороши — и самая простая из всех на «валлонской» шпаге, и «синклеровский» тип мечей, и «мортуарий», и англо-шотландская корзинка, и, наконец, венецианская Schiavona. Хотя, под этим именем объединяются мечи, похожие друг на друга разве что гардами и навершием «голова кошки»: клинки могут быть и обоюдоострыми и однолезвийными, с долами и без них, не говоря уж о совершенно разной длине. Более того, одни более узкие, предназначенные для колющих ударов, а другие широкие, для яростной рубки.
Сложно сказать, откуда пошло это название (которое на самом деле правильно произносить «скиавона», но мягкий знак привычнее). «Портрет дамы» Тициана, например, в оригинале называется La Schiavona. А ещё похоже звучат слова schiavina (плащ из грубого сукна) и schiava (рабыня или славянка). Скорее всего, верно последнее — «славянка». Ведь скьявону (точнее, её прототип) принесли в Венецию наёмники-славяне, приходившие из Далмации и других балканских областей — отличные солдаты, из тех, что дорого стоят, но крепко бьют. В Венеции такие всегда были нужны, равно как и их мечи. Скьявоны оказались универсальным оружием. Достаточно изящны для далматийской гвардии дожей, достаточно крепки для жестоких битв с оттоманцами, кипевших тогда во всех уголках Средиземноморья. Венецианцам понравились эти мечи, и они развили первоначальные формы, сделали их ещё более красивыми, при этом не лишив скьявоны их главной способности — легко и быстро раскроить череп. Итальянцы прекрасно знали отличия между дуэльной рапирой и боевым мечом.
Описывать словами гарды скьявон — занятие неблагодарное, лучше пусть за себя говорят фотографии сохранившихся образцов.
Прекрасные мечи. Действительно хочется говорит о скьявоне как о женщине, о верной подруге безымянных наёмников-славян, которые уходили в далёкую Италию, чтобы продавать свою кровь за венецианские дукаты, и приносили с собой кусочек родины — это оружие…
Уже не одно столетье
Вот так мы бродим по миру,
Мы бродим и трубим в трубы,
Мы бродим и бьём в барабаны:
— Не нужны ли крепкие руки,
Не нужно ли твёрдое сердце,
И красная кровь не нужна ли
Республике иль королю?





